Эксперименты с генами вызывают все больше вопросов

Последние генетические исследования
Аватара пользователя
info@webstarstudio.com
Site Admin
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Пн янв 10, 2005 8:42 am
Контактная информация:

Эксперименты с генами вызывают все больше вопросов

Сообщение info@webstarstudio.com »

Ученым Университета Невады удалось создать человека-овцу — химеру, генотип которой состоит на 85% из генов овцы и на 15% из человеческих генов. С виду животное трудно отличить от обычной овцы — другое дело, что некоторые ее внутренние органы весьма схожи с человеческими. Цель ученых, потративших на эту работу семь лет и около 10 млн долл., как раз и заключалась в том, чтобы органы химеры можно было с минимальным риском пересадить нуждающемуся в них человеку. Создание подобных организмов с человеческими генами рассматривается учеными как важнейшее направление и в трансплантологии, и в агрономии, и в ряде других областей. Но насколько безопасны химеры для человечества?

Человеческие гены можно встраивать в ДНК не только животных, но и растений — так, калифорнийская биотехническая компания Ventria Bioscience создала сорт риса, содержащий белки, аналогичные тем, что содержатся в человеческой слюне и грудном молоке. Мало того, Министерство сельского хозяйства США сообщило о своем намерении разрешить массовое производство генномодифицированного риса. Однако не все ученые считают генетиче­ские модификации разумными. «Исследователи, проводящие подобные эксперименты, обычно прикрываются благими намерениями, — отмечает в беседе с РБК daily президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности Александр Баранов. — Рис, в ДНК которого были внедрены человеческие гены, так же, как и созданный ранее «золотой рис», который содержит бета-каротин (провитамин А), по заявлениям его создателей, должен был накормить детей Юго-Восточной Азии, спасая их от анемии и восполняя содержание необходимых веществ в дневном рационе. Правда, потом медики провели исследование и выяснили: для того чтобы получить необходимое количество бета-каротина, нищему ребенку из Юго-Восточной Азии придется съедать по 9 кг «золотого риса» ежедневно и вместо анемии его придется лечить уже от запоров. То же самое количество провитамина А содержится всего в двух морковках. Так что успех затеи более чем сомнительный, а негативные последствия несомненны».

Выводы, которые делают эксперты, парадоксальны. С одной стороны, животные и растения, созданные с использованием ДНК человека, не опаснее любых других трансгенных организмов. С другой — практически любой генетически модифицированный организм (ГМО) может представлять серьезную опасность для человечества. «Вред, наносимый трансгенными продуктами, может быть разнообразным, — сообщил РБК daily замдиректора по научной работе Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН Владимир Цыдендамбаев. — Недавно французские ученые доказали, что кукуруза сорта MON 863, созданного фирмой Monsanto и разрешенного к употреблению в пищу как в Евросоюзе, так и в России, приводит к поражению почек и печени. Продукты питания, изготовленные из генетически модифицированных организмов или сырья, могут вызывать аллергию, а поскольку каждая трансгенная вставка, как правило, содержит ген устойчивости к тем или иным антибиотикам, то в случае употребления в пищу ГМО в организме человека за счет так называемого «горизонтального переноса» может развиться устойчивая к этим антибиотикам симбиотическая микрофлора, что, как вы понимаете, не очень хорошо. Конкретные негативные последствия зависят как от вида используемого в пищу трансгена, так и от уровня чувст­вительности к нему человека. При этом совершенно неизвестно количество копий трансгенных вставок в ДНК организмов, неизвестно, что повреждено в геноме вследствие произошедшей трансформации. В результате крайне сложно обнаружить самые неожиданные изменения в различных свойствах ГМО: вдруг могут начать работать «молчавшие» ранее гены или, наоборот, работающие могут «замолкнуть»».

Человек-овца — далеко не первое животное с человеческими генами: в марте исследователям Медицинского института Говарда Хьюза удалось внедрить в хромосому мышей ген человека, ответственный за восприятие световых волн красного отрезка спектра. Благодаря этому грызуны получили возможность различать красный цвет. Опыты подобного рода ведутся во многих странах: так, белорусские ученые объявили о своей готовности продолжать эксперименты по внедрению человеческих генов в хромосому козы. Исследователи рассчитывают, что в результате животные смогут производить молоко, содержащее лекарственный белок человека — лактоферрин. Этим проектом, кстати, заинтересовался глава инвестиционного холдинга «Ренова» Виктор Вексельберг.

Как выяснилось, создание единичных экземпляров ГМО не так уж и опасно: гораздо более страшными последствиями грозит ситуация, при которой созданные учеными организмы попадут в дикую природу. Как сообщает ряд изданий, именно это и собирается сделать Ventria Bioscience, уже выделившая более 1200 га сельскохозяйственных земель под выращивание генномодифицированного риса. «Генетически измененные злаки, выращиваемые в открытом грунте, провоцируют переопыление всех нецелевых родственных культур. В результате внедренный в растение на благо одной группы людей ген начинает гулять по всей экологической среде и вырабатывать определенный белок, который не всегда может оказаться полезным для всех прочих групп населения. Отловить его и изъять из ДНК опыленных растений уже невозможно», — отмечает г-н Баранов.

«Известно, что введение чужеродного генетического материала в растительный геном может существенно нарушать его функционирование, — предупреждает Владимир Цыдендамбаев. — При этом весьма вероятно включение «молчащих» генов, в том числе генов свойст­венного всем растениям так называемого вторичного метаболизма. Ситуация усложняется еще и тем, что образующиеся в результате этого процесса соединения могут быть совершенно нехарактерны для исходного растения и весьма токсичны. И это тоже источник риска. Причиной потенциальной опасности трансгенных технологий является то, что применяющиеся в настоящее время методы создания ГМО крайне несовершенны, а аргументация, которую приводят компании, создающие трансгенные организмы, для продвижения их на рынок зачастую не выдерживает никакой критики. Та же Monsanto при регистрации в ЕС кукурузы сорта MON 863 представила весьма солидные с виду данные исследования, доказывающие полную безопасность созданного ею продукта. Впо­следствии выяснилось, что специалисты фирмы слукавили, избрав не совсем корректный статистический метод».

Как рассказал г-н Баранов, 10 апреля в Госдуме будет проходить заседание пяти комитетов — здравоохранения, безопасности, аграрного, экологии, образования и науки. Одним из вопросов, значащихся в повестке дня, станет законодательное регулирование использования ГМО. Тема важная и сложная — законодательст­ва по биотехнологиям у нас пока нет. Разумеется, для того, чтобы поступить на столы к рядовым гражданам, все продукты должны получить лицензию. Но, как выяснилось, это не такое уж и серьезное препятствие. «В России можно использовать в пищу только то, что разрешено, то есть только те ГМО, которые зарегистрированы в Госреестре Роспотребнадзора: среди всего прочего там зарегистрировано 14 видов ГМО растительного происхождения, полученных с применением трансгенных технологий: шесть линий кукурузы, три линии сои, три сорта картофеля, одна линия сахарной свеклы, одна линия риса, а также пять видов генетически модифицированных микроорганизмов, — говорит г-н Цыдендамбаев. — Их и только их можно использовать в пищу. Другое дело, что на рынке попадаются и незарегистрированные ГМО: так например, не так давно трансгенные сорта LL Rice 601 и 602 были обнаружены в партии американского длиннозернового риса, который запрещен даже в США. Хуже всего то, что за продажу незарегистрированных ГМО не сущест­вует никакой ответственности. Вот в случае если отсутствует маркировка, по закону «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность, правда, какая-то совсем несерьезная. А вот если ГМО не зарегистрирован, то есть, иными словами, запрещен к использованию в пищу, то нет никакой ответственности».

Появление новых видов в экосистеме планеты, встраивание их в пищевые цепочки может привести к изменениям внутри человече­ского вида, которые, в сущности, могут оказаться опаснее любых иных мутаций. «Генетикам не терпится показать возможности прогресса, его необратимость, — сетует Александр Баранов. — Да, это прогрессивная идея, но ведь прогрессивные идеи часто ведут в тупик. Технологии подхватывают ничего не непонимающие в биологии господа от коммерции и, не проверив безопасность ноу-хау, запускают его на рынок. Шум, который сейчас поднялся вокруг генетически измененных продуктов, не случаен. Произошла ужасная вещь: коммерция побежала впереди науки. Химеры, созданные генетиками, уже запущены в массовое производство, имеет место неконтролируемое генетическое загрязнение. Мы сели на иглу генномодифицированных продуктов, а наши организмы, потребляющие их вместе с едой, стали заложниками негласного эксперимента, который сейчас происходит».

ИЛЬЯ НОСЫРЕВ
http://www.rbcdaily.ru/2007/04/05/cnews/271076

Вернуться в «Генная инженерия»