Про Гуманистов

Разное на тему эволюции и развитии человека

Про Гуманистов

Сообщение Кальвинист » Пт мар 28, 2014 8:54 am

Гуманисты, предлагавшие человеку в своих творениях иную ре¬альность, противоположную той, которая его окружала, претендова¬ли на роль духовной власти, выпавшей из рук деморализованного ду¬ховенства вместе с властью политической. В отличие от средневеково¬го духовенства они не располагали политической властью и едва ли стремились к ней. Их власть оказывалась чисто духовной властью, стремящейся подчинить человека, не принуждая его. Она была обра¬щена к личности, на которую воздействовала силой возвышенного образца и не опиралась на силу общественного принуждения. И гума¬нисты потерпели поражение в том плане, что их высокая культура не смогла преобразовать окружающее. Она так и осталась противопо¬ложной ему. Но и окружающий мир был по-своему прав, отдавая должное гуманистам, оплачивая их труды, но следуя своими далеко не идеальными путями. В самом деле, если мир божественен, он не может быть божественным более в своей основе, чем в проявлениях, так как божественное актуализируется целиком и не знает различия на явле¬ние и сущность. Божественны все проявления жизни независимо от их нравственной или эстетической оценки. И люди отдавались этим про¬явлениям жизни в себе и в окружающем. Эпоха Возрождения доводит До предела средневековую тенденцию сближения Бога и мира, Бога и человека. Поэтому оно ещё принадлежит средним векам, куда её и помещают в работах по истории. Но когда предельный случай этого сближения наступил и мир во многом уподобился Богу, происходит дистанцирование от трансцендентной стороны христианства и от по¬пыток её воплощения в жизнь. Н.Ф.Фёдоров верно оценивает значе¬ние географических открытий: «...открытие же это (земного шара) должно было прекратить искание на земле ада и рая, жилища предков и самые крестовые походы в смысле освобождения душ из чистили¬ща».

Когда же совершилось это отчуждение от трансцендентной сто¬роны христианства, значение религии падает, и человек исчерпывает¬ся отношением к земному, посюстороннему. Так Возрождение стало первым образом секуляризованного мира, противопоставляя себя средним векам.
Реформация и означала протест против нравственного вырожде¬ния Ренессанса. То был протест религиозно-нравственный, нацио¬нальный (против чужеземной власти в церкви), социальный (против засилья духовенства как корпорации). «Но если гуманистический ин¬дивидуализм, охваченный эстетическим нстроением, и мог мирно уживаться со всем существующим, поскольку последнее не грозило выработке его культурных идеалов, зато лютеранство почерпало из своего религиозного центра грозную силу протеста с тем, чтобы раз¬рушить до основания старый мир и воссоздать новый по собственно¬му образцу».40
Познав на опыте аморализм «добрых дел» в пользу церкви, про¬тестантские богословы возвращаются к первозданной чистоте учения Бл. Августина о разбитой грехом природе падшего человека и о не¬возможности для него собственными усилиями повлиять на спасение Души. Спасение даётся исключительно верой, совпадающей с благодатьо Божьей, а эта последняя, таким образом, становится предопреде¬лением. Тем самым отчуждение Бога от мира и человека обнаружи¬лось со всей своей пугающей очевидностью, и направлено оно было не только против средневекового католицизма, имевшего тенденцию к их отождествлению, но и против ренессансной культуры, которая провела это отождествление до конца. «Покончить со смешением бо¬жественного и человеческого, религии и философии, земли и неба протестантизму надо было не только для того, чтобы подорвать тео¬логическую основу «папских суеверий», но и дискредитировать ра¬ционалистическую идею единства познания бога, природы и челове¬ка».41
Кальвинист
 

Вернуться в Разное

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron


Support by WebStar Studio