Статья. Что значит быть маркетологом?

Место для общения студентов, выпускников и преподавателей кафедры. Предлагайте свои темы для обсуждения.
Гость

Статья. Что значит быть маркетологом?

Сообщение Гость »

Автор: Шевченко Д.А.

На родине маркетинга в США Американская ассоциация маркетинга дает ему сле-дующее определение - это система управления производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельностью предприятия, направленная на достижение предпри-ятием поставленной коммерческой цели, путем продажи потребителю товара или услуги, наиболее полно удовлетворяющей потребности этого потребителя.

Американский формат маркетинга представляет собой комплекс маркетинг-микс, он известен как аббревиатура "4Р", означающий начальные буквы ключевых терминов: то-вар (product), продвижение (promotion), цена (price), место (place).

Современная европейская школа активно развивает идеологию маркетинга партнер-ских отношений (relationship-marketing), расширяя представление о действии этого ком-плекса до "7Р" и более. Этот тип маркетинга основан на взаимодействии производства и потребления, где выстраивается цепочка создания ценностей непосредственно от конеч-ного потребителя.

Маркетолог использует свой набор инструментов для решения различного рода за-дач, связанных с рыночным поведением предприятия и с решением стратегических задач своего бизнеса. Специалисты службы маркетинга используют способы и приемы анализа рынка, такие как АВС-анализ, согласно которому продукция подразделяется на три класса по критериям: сбыт, прибыль, покрытие затрат; SWOT-анализ - метод определения силь-ных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон позиции фирмы, возможностей (opportunities) и угроз (threats) для нее со стороны внешней среды; БКГ-анализ (матрица Бостон-Консалтинг-Групп) - это портфельный анализ с выделение стратегических производст-венных единиц; матрица Ансоффа; матрица Портера и др. Маркетолог использует такие способы развития бизнеса как бенчмаркинг, франчайзинг, мерчандайзинг.

Востребованность менеджера по маркетингу на рынке труда занимает одно из пер-вых мест. Спрос на этих специалистов постоянно растет, и в ближайшее время ситуация не изменится.

Среди самых популярных профессий: директор/менеджер по маркетингу, бренд-менеджер по группе продукта(-ов), специалист по маркетинговым исследованиям, логи-стике, анализу рынка. Специалист со стажем получает от $1000 и более в месяц, дирек-тор по маркетингу от $2500 до $5000 и выше. Начинающий маркетолог может рассчиты-вать на зарплату в размере $200-300. В крупных компаниях зарплата выше. Начинающий специалист по маркетингу после года работы получает около $700 в месяц. Такие ставки по зарплате практикуются в Москве. В других крупных городах и регионах эта ставка в 1,5-3 раза ниже. Величина зарплаты объясняется уровнем ответственности и масштабом задач, которые ставит перед маркетологом руководство и рынок. Это самые рыночные профессии новой рыночной экономики России.

Для маркетолога встают вопросы создания и продвижения торговых марок, брендо-строительства. Эти проблемы требуют от будущих специалистов знаний в области не только прикладной экономики, но и психологии, социологии, антропологии, культуроло-гии. Профессия маркетолога связана с творчеством, маркетологу необходимо развитое во-ображение, чему способствует освоение социально-гуманитарных знаний и не только эко-номических.

Маркетолог - это специалист, который всегда должен думать о конкурентах. Именно они стимулируют его творческую фантазию и деловую активность. Что знает о конкурен-тах экономист? Ничего. Экономист использует, преимущественно и в основном внутри-фирменную информацию, она находится в различных структурах организации и касается, в основном, расходов и доходов. А вот информацию о потребительском спросе на рынке, о покупательском восприятии клиентов и их предпочтениях, о конкурентах и их ценовых стратегиях приходится собирать за пределами административного управления. Ее нельзя получить только методом desk research, сидя за столом, тем более добыть по приказу. Ее надо профессионально, грамотно и умело собрать, используя различные маркетинговые инструменты. Я имею в виду анкетный опрос, интервьюирование, проведение фокус-групп, наблюдения, эксперимент - все то, что социологи называют количественными и качественными методами исследования. Этим умением можно овладеть только в резуль-тате систематического образования, желательно в классических университетах.

Значительная часть маркетинговых исследований направлена на конкретное изуче-ние поведения различных сегментов потребителей и способов воздействия на них. Поэто-му в последнее время повысились требования работодателей к социологической, культу-рологической и философской подготовке специалистов в области маркетинга.

Стремительно растут сетевые технологии в области розничных продаж. Наметились тенденции монополизации рынка в таких отраслях и сферах деятельности как розничная торговля, телекоммуникации, СМИ и др. Это результат нарастающей конкуренции. Сама конкуренция требует разработки эффективных стратегий развития компаний. Это, в свою очередь, результат работы специалистов в области маркетинга и менеджмента.

Сложившийся рынок труда специалистов в области маркетинга логично было бы сегментировать в соответствии с выполнением ими основных профессиональных функ-ций: это специалисты по корпоративному, товарному, ценовому, сбытовому, коммуника-ционному маркетингу, в области маркетинговых исследований, анализа и консалтинга.

Работодатели не стремятся проводить различия среди специалистов в области марке-тинга, рекламы, паблик рилейшнз, бренд-менеджмента и пр., когда формулируют должно-стные требования в своих вакансиях.

Так, например, менеджеру по маркетингу товара, группе продуктов они вменяют в должностные обязанности проведение сегментации рынка, позиционирование продукта, разработку и запуск новых продуктов и брендов, планирование уровня продаж и дистри-буции, проведение коммуникационной и рекламной деятельности с маркетинговыми и PR-агентствами.

В некоторых вакансиях в обязанности вменяются, кроме построения маркетинговой информационной системы, задачи проведения тренингов торгового персонала и управле-ния специалистами, работающими в отделе маркетинга. Практически это задачи менедже-ра по управлению персоналом.

Что же касается директора по маркетингу, то его функции гораздо шире. Они вклю-чают в себя участие в разработке с топ-менеджерами корпоративной стратегии, подготов-ка маркетингового плана и бюджета, управление портфелем "продуктов" и услуг компа-нии, проведение исследования рынка потребителей, конкурентов, планирование марке-тинговых коммуникаций, включая PR, рекламу, выставки и промоушн-программы, кадро-вый маркетинг и менеджмент. Добавим к этому необходимость планирования и осущест-вления программы продвижения бренда на рынке, оценку эффективности PR-кампаний, определение стратегии продаж, формирование сбытовой, ценовой и ассортиментной по-литики на уровне рекомендаций руководству, то можно сказать, что руководитель по мар-кетингу работает 24 часа в сутки.

Один из руководителей отдела маркетинга, хочу обратить Ваше внимание, в неком-мерческой организации руководит ценовой и тендерной комиссией по закупкам, контро-лю, планированию установления цен на услуги. Рыночные отношения все более глубоко проникают в сферы экономических интересов различных по формам собственности и ти-пам деятельности организаций, а это повышает интерес к профессии маркетолога

Особо следует сказать о работе специалиста в области маркетингового исследования и анализа. В его задачи, по мнению работодателей, входит разработка стратегий марке-тинговых коммуникаций, работа со СМИ, знание медийного рынка, планирование PR и рекламных мероприятий. Естественно проведение маркетинговых исследований, знание методики анкетирования, проведения опросов, интервьюирование, работы со статистикой, умение составлять отчеты.

Можно ли сегодня говорить об опыте российского маркетинга? Да, можно. И это из-дание тому подтверждение.

Советую также познакомиться с авторитетным изданием, отражающим практику маркетинга крупнейших российских компаний, таких как "Автоваз", "Роснефть", "Аэро-флот", "Связьинвест" в книге "Российский маркетинг" под редакцией А.А.Бравермана, одного из "отцов" создания Российской ассоциации маркетинга. Кстати, эта книга пере-ведена и издана в Великобритании

Для будущего специалиста по маркетингу открываются хорошие карьерные пер-спективы - попасть в состав топ-менеджеров, директоров, акционеров компаний.

Маркетинг - это дисциплина, которую надо изучать постоянно. Образовательный цикл маркетолога должен начинаться с общегуманитарной подготовки, затем желательно получить специализированные прикладные знания. Далее хорошо бы попасть в крупную компанию и не чураться любой работы, в том числе, типа "пойди-принеси". Если Вы от-ветственны, исполнительны, выполняете свою работу в срок, не боитесь признать ошибки, сознаться в собственной некомпетентности, следите за новинками в своей профессио-нальной области, успех Вам обеспечен.

Маркетинг не для ленивых. И здесь, если хочешь стать специалистом, придется по-работать и головой и ногами.

Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ проанализировал заяв-ленные вакансии и величину заработной платы специалистов в области маркетинга и рек-ламы за период апрель-сентябрь 2003 года в журнале "Индустрия рекламы" в специаль-ной рубрике и получил довольно интересный профильный срез спроса на рынке труда маркетологов.

Десятка лидеров по вакансиям 1 Эккаунт-менеджер 31 вакансия
2 Бренд-менеджер 18 вакансий
3 Директор по маркетингу 15 вакансий
4 Дизайнер 15 вакансий
5 Медиапланер 14 вакансий
6 Арт-директор 13 вакансий
7 Менеджер отдела рекламы 11 вакансий
8 Руководитель отдела маркетинга 11 вакансий
9 Копирайтер 9 вакансий
10 Менеджер по PR 9 вакансий



Десятка лидеров по зарплате, которую готовы заплатить работодатели 1 Директор маркетинговой/рекламной службы 5000-10000
2 Директор по маркетингу 5000
3 Руководитель отдела маркетинга 4000
4 Менеджер по маркетингу товара от 3500
5 Директор отдела коммуникаций 3000
6 Бренд-менеджер 3000
7 Директор по продаже рекламных площадей 3000
8 Директор рекламного агентства 3000
9 Менеджер по PR 3000
10 Медиапланер 3000

Шевченко Д.А., к.ф.н., доцент кафедры прикладной социологии РГГУ, главный консультант ректора по маркетингу, E-mail: shevsoc@rsuh.ru Тел. 250-64-72
Абитуриент

Сообщение Абитуриент »

круто
R19ea

Статья Что значит быть маркетологом

Сообщение R19ea »

Кстати хороший вопрос в том: когда мы понимаем кто мы есть, и что мы есть?...Интересно кто в каком возрасте начал это понимать? И есть ли такие кто не понимает еще? И есть ли такие - кто все уже понял?
Michaelmog

Статья Что значит быть маркетологом

Сообщение Michaelmog »

Я в такое не верю, все очень красиво выглядит, а значит, есть подвох. очень много бюрократии может быть в некоторых моментах
Ответить

Вернуться в «Форум кафедры маркетинга и статистики СыктГУ»