На рубеже двух пятилеток

Разные новые информационные технологии
Аватара пользователя
info@webstarstudio.com
Site Admin
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Пн янв 10, 2005 8:42 am
Контактная информация:

На рубеже двух пятилеток

Сообщение info@webstarstudio.com »

Автор: Роман Базаров
Опубликовано в журнале "CIO" №7 от 01 августа 2006 года

Нынешний год ознаменовал собой вступление всей мировой экономики во второе пятилетие своего развития в XXI веке, который едва ли не все аналитики заблаговременно назвали «эрой информационных технологий». Для Интернета, являющегося сегодня передовым участком внедрения, апробирования и промышленного использования новейших технологических решений, предыдущая пятилетка прошла под знаком возрождения и активизации деловых операций и взаимосвязей, нарушенных глобальным кризисом и крахом «империи дот-комов». Судя по результатам последних исследований, проведенных экспертами сетевого бизнес-пространства, этот восстановительный процесс можно считать уже завершенным — причем завершенным успешно: по всем своим показателям электронно-коммерческая деятельность сейчас значительно превосходит уровень рекордов, установленных в предкризисный период.
В первом полугодии 2006 года мировая интернет-общественность отметила сразу несколько чрезвычайно значимых для себя событий. И первое из них — преодоление принципиально важного порога в один миллиард пользователей глобальной компьютерной сети. После многочисленных подсчетов и перепроверок большинство статистических и мониторинговых организаций сошлось во мнении, что в начале текущего года общая численность международной интернет-аудитории совершенно точно превысила эту круглую цифру. По данным агентства eMarketer, регулярно прибегают к услугам Интернета в наши дни 845 миллионов человек, что составляет 13% совокупного населения земного шара. И каждый четвертый пользователь Интернета уже имеет к нему высокоскоростной доступ.

Виртуальное пространство с Запада до Востока
Первое место среди стран по числу пользователей Интернета по-прежнему занимают США. В апреле там был зарегистрирован новый рекорд: численность сетевой аудитории в стране превысила 73% взрослых граждан и составила 147 миллионов человек. В отчете, опубликованном компанией Pew Internet & American Life Project, говорится, что высокоскоростным доступом располагают сейчас 84 миллиона американцев, что составляет 42% взрослого населения США. Интернетом пользуются 88% совершеннолетних американских граждан моложе 30 лет, 84% граждан от 30 до 49 лет, 71% — от 50 до 64 лет, и только 32% людей старше 65 лет. Из граждан США, имеющих годовой доход менее 30 000 долларов, Интернетом пользуются только 53% людей и 91% американских граждан с годовым доходом свыше 75 000 долларов.

Согласно отчету «Лицо Web», опубликованному аналитической фирмой Ipso Insight, Япония продолжает оставаться страной с крупнейшей в мире интернет-экономикой, где почти 9 из 10 человек утверждают, что пользуются Сетью с коммерческими целями в среднем 14 часов в неделю. В Китае доступ к Интернету есть почти у каждого десятого. По данным исследования, сегодня в КНР насчитывается 111 миллионов пользователей сети. Численность интернет-аудитории остальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 315 миллионов человек. Страны Латинской Америки, по данным проведенного исследования, являются лидерами по динамике роста численности пользователей. За год общее число пользователей Интернета в Латинской Америке увеличилось на 70% и составило 70 миллионов человек.

В Европейском Союзе насчитывается 233 миллиона пользователей Интернета, что составляет 50% населения. Франция продемонстрировала наиболее заметные темпы освоения сети: в этой стране ею регулярно пользуется чуть более 60% взрослого населения, вместо 48% в 2004 году. Франция и Великобритания обещают высокие темпы роста беспроводного доступа в Интернет через мобильные телефоны. В России, по данным ROMIR Monitoring, регулярно пользуются Интернетом 25 миллионов человек, или 17% граждан.

Общее увеличение интернет-аудитории и распространение высокоскоростного доступа благодаря снижению его стоимости делает глобальную сеть крайне привлекательной для рекламодателей. Крупнейшие операторы бизнеса не могли не отреагировать на качественные изменения ситуации и начали борьбу за дорогой рынок видеорекламы. В игру включились как интернет-гиганты, такие, как Google и AOL, так и противоборствующая армия — телевизионные компании, желающие сохранить за собой рекламный рынок. Аналогичная ситуация складывается и на рынке продажи мультимедийного контента — звукозаписывающие компании и киностудии включились в борьбу с онлайновыми магазинами, такими, как iTunes.

На сегодняшний день рынок онлайновой рекламы, по данным Internet Advertising Bureau, составляет всего 4–5% от общего рекламного рынка и выражается суммой в 12,5 миллиарда долларов только для одних США. При этом за 2005 год объем рынка онлайновой рекламы вырос сразу на 30%, а его доля в общем рекламном рынке постоянно увеличивается. По данным исследования швейцарской финансовой группы Credit Suisse, за 2006 год рекламные затраты одних только Соединенных Штатов в Интернете вырастут на 32% и достигнут 16,6 млрд. долларов. Свои выводы Credit Suisse основывает на данных опросов 100 директоров по маркетингу крупнейших компаний, входящих в список Fortune 500, которые были проведены дважды — в сентябре и ноябре 2005 года. Основная причина перевода средств — существенная рентабельность вложений в данный вид рекламы. По словам ведущего аналитика Credit Suisse Хита Терри, в среднем каждый потребитель сегодня проводит «на линии» около 30% всего времени, которое он затрачивает на СМИ. Рост популярности данной среды среди рекламодателей отражает изменение поведения потребителей. В 2006 году затраты на интернет-рекламу составят 6,5% от общих рекламных вложений, что на 1,5% больше, чем в 2005 году. Директора по маркетингу также сообщили, что планируют увеличить вложения в газетную рекламу, в ущерб затратам в широковещательных СМИ и журналах. Так, в ноябре они заявили, что собираются увеличить затраты в газетах на 16% по сравнению с 12%, о которых было заявлено в сентябре. Их планы на рекламные вложения в широковещательных СМИ сократились с 18% до 16%, а планы на вложения в журналах — с 22% до 15% в сентябре и ноябре соответственно.

Деловые аналитики и эксперты разных стран позволяют себе сегодня с достаточной степенью категоричности утверждать, что современной может сейчас считаться только та экономика, которая использует самые передовые технологии, и ее основу составляют предприятия, которые активно переводят свой бизнес в Интернет. Есть буквально сотни вертикальных и горизонтальных электронных бирж, доступных в Сети. Эти биржи позволяют за номинальную плату получать доступ к большой аудитории потенциальных клиентов со всех уголков света. Новые технологии позволяют совершить полный процесс сделки, включая коммерческий запрос, оферту, закупочный ордер и выставление счета. Упрощение этих процедур позволяет компаниям значительно сократить затраты. Например: процесс совершения сделки посредством Интернета снижает затраты на закупку материалов на 5–10%, складские расходы на 25–50%, а административные расходы по закупкам даже до 70%. Преимущество электронной торговли заключается в том, что она доступна 24 часа в сутки из любой точки света как для поставщика товаров или услуг, так и для клиентов, а продажи осуществляются также круглосуточно. Фактическое местонахождение компании не имеет особого значения, так как контроль за проведением сделки осуществляется посредством Интернета.

Бизнес, коммерция, торговля
Основные направления электронного бизнеса затрагивают практически все сферы деятельности человеческого общества: научно-производственную, социальную, административную. В области производственной деятельности — это создание интегрированных систем автоматизированного управления, позволяющих объединить производственные, финансовые и управленческие процессы, а также создать корпоративную информационную среду с электронным документооборотом, позволяющую объединить отдельные подразделения и филиалы, сделать оперативно доступной информацию о всех аспектах производственной, управленческой и финансовой деятельности руководству предприятия.

Активное внедрение современных информационных технологий и достижений в сфере телекоммуникаций привело к огромным изменениям на фондовых и финансовых рынках. С развитием интернет-технологий фондовые рынки стали доступны широкому кругу физических лиц, как с территориальной, так и с финансовой точки зрения. Это позволило ускорить оборот операций и капитала, уменьшить издержки и повысить инвестиционную привлекательность многих проектов. Широкие перспективы открываются перед финансовыми и страховыми рынками. Система интернет-банкинга позволяет с помощью персонального компьютера предоставить клиенту весь спектр банковских услуг. В случае интернет-страхования весь процесс установления и поддержания договорных отношений осуществляется посредством сети.

И не случайно сегодня мировая система высшего образования уделяет все больше и больше внимания целенаправленной подготовке специалистов в области электронного бизнеса. Не проходит и недели, чтобы какой-нибудь университет не объявил о том, что он начинает профессиональное обучение по тем или иным курсам интернет-предпринимательства. Самыми показательными примерами в этом деле могут служить Стэнфорд и Калифорнийский университет в Беркли. Два этих известнейших вуза расположены совсем рядом с Сан-Франциско — родиной Интернета. При этом руководство и профессорский состав обеих школ придерживаются мнения, что электронный бизнес не следует выделять в отдельную дисциплину — он должен служить обязательным дополнением к уже существующим традиционным учебным программам по экономике и предпринимательству.

Несмотря на то что в прошлом году в Беркли было 29 курсов по различным аспектам, связанным с Интернетом, профессор Майкл Кац, преподающий здесь деловое администрирование, говорит, что он понимает, что отдельная программа по электронному бизнесу — явление временное: «Мне кажется, что курс компьютерного бизнеса не поднимает новых проблем, он только по-новому расставляет акценты», — говорит он. Профессор Гарт Салонер, ведущий преподаватель стратегий управления и экономики из Стэнфорда, также считает, что вопросы электронного предпринимательства нужно не выделять в отдельную программу, а равномерно распределить по всему учебному плану бизнес-школ. Тем не менее, по инициативе и при непосредственном участии компании Charles Schwab и онлайнового аукциона eBay профессору Салонеру был выделен грант в 20 миллионов долларов на проведение научно-исследовательских работ и создание специализированного курса обучения электронному бизнесу. Бюджет центра будет составлять 1–2 миллиона долларов в год, но мистер Салонер говорит, что он планирует закрыть программу через пять лет и потратить оставшиеся деньги на закупку нового оборудования и расширение штата. «Электронный бизнес не отдельный предмет и не отдельная дисциплина, — рассуждает он, проводя сравнение с таким предметом, как глобализация. — В ближайшем будущем у нас будут специальные факультативы, но наша задача — отказаться от них через три-пять лет. Самое впечатляющее в электронном бизнесе — это то количество данных, которое мы получаем. У нас еще никогда не было такого количества информации о поведенческих линиях потребителей и бизнесменов, которое мы имеем сейчас».

Немаловажным аспектом успешного ведения электронного бизнеса является и его программно-инструментальная база. Аналитики Gartner Group рекомендуют интернет-компаниям отказаться от покупки комплексных решений в области электронной коммерции у одного поставщика. По их мнению, в ближайшие два-три года успеха смогут добиться только компании, занимающиеся интеграцией прикладных программ, и ASP, предоставляющие приложения в аренду.

Наибольший сегмент рынка электронного бизнеса занимает сегодня электронная коммерция и оказание услуг. Темпы его роста таковы, что в ближайшие пять лет в развитых странах основная деятельность в этой области будет осуществляться с использованием Интернета. Внедрение методов электронной коммерции позволяет существенно ускорить и удешевить весь бизнес-процесс, обеспечить доступ к информации о товарах и услугах широкому кругу потенциальных клиентов, сократить штатный состав и снизить производственные издержки. Однако именно эта сфера деятельности требует эффективного решения сложных организационных, технических и правовых задач на уровне государственных институтов, крупных финансовых структур и телекоммуникационных компаний. Прежде всего, это защита телекоммуникационных и платежных систем. Для решения подобных задач необходимо располагать мощными аппаратными и программными средствами, а также принять ряд законов, защищающих как продавца, так и покупателя. Актуальной является также задача создания национальных платежных систем, создания сертификационных центров и принятия законодательных актов, приравнивающих документы с цифровой подписью к общепринятым.

Наиболее масштабный и экономически значимый электронный бизнес (по разным оценкам, от 70 до 90% денежных потоков, связанных с Сетью) лежит в сфере оптовой торговли между предприятиями. Достаточно сказать, что на закупках при помощи Интернета корпорации могут экономить до 30%. Если эти проценты умножить на десятки миллиардов долларов годового оборота крупных компаний, получается сумма, которая говорит сама за себя. По данным исследования Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения между компаниями, что, в общем, соответствует ситуации в обычном, невиртуальном мире, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота. Компания Jupiter Communications оценивает глобальный рынок электронной торговли в секторе В2В в 6 триллионов долларов.

http://www.cio-world.ru/279655/?r1=yandex&r2=news

Вернуться в «Информационные технологии»