Утечка мозгов из Республики Коми

Разные новые информационные технологии
Гость

Утечка мозгов из Республики Коми

Сообщение Гость »

«Утечка мозгов»
Без ретуши 17:06 / 03.02.2005
На кого работают наши ученые?
Сыктывкарский математик Александр Карабанов работает в Англии почти год. Ученого «выписал» Центр магнетического резонанса при Ноттингемском университете. С 2003 года Центр носит имя Питера Мансфилда, нобелевского лауреата в области медицины и физиологии.

Мы связались с Александром по электронной почте. В письме спросили: собирается ли он возвращаться на родину? «Возможно, но ненадолго…» – ответил сыктывкарец.

Случай с Карабановым – не первый, когда наших ученых переманивают за рубеж. Понятие «утечка мозгов», оказывается, актуально и для нашей, небольшой по численности населения республики.

ОТ СТАРОГО СВЕТА ДО НОВОГО

Математик Сергей Германович Бобков уже три года преподает в штате Миннесота. Бывший воркутинец, он несколько лет отработал на кафедре геометрии, алгебры и матстатистики Сыктывкарского университета. Как и любой ученый, мечтал получить «профессора». Пока высшая аттестационно-квалификационная комиссия рассматривала кандидатуру Бобкова, из США пришло приглашение…

Николай Алексеевич Громов, руководитель отдела математики Коми научного центра (КНЦ), отдал Испании год, изучал квантовые группы. Тогда, в 1993-94 годах, это было модное направление в теоретической физике. Четыре месяца на «переднем краю науки», но уже в Японии отслужил другой наш доктор наук – Василий Ильич Пунегов. Он занимался проблемами наноэлектроники. Год назад из Калифорнии вернулся доктор физико-математических наук Алексей Викторович Жубр. В Америке он читал лекции студентам. Причем это была далеко не первая его поездка… Для Александра Николаевича Тихомирова уже несколько месяцев держат место в немецком университете города Билефельд. На сегодня этот доктор наук числится в штате Миннесотского университета, изучает теорию вероятности математической статистики и, кроме того, преподает.

Это далеко не полный список ученых, которые либо уехали за границу и не вернулись, либо вернулись, но поддерживают постоянные рабочие контакты с зарубежными коллегами. Заметим, мы перечислили только математиков и физиков-теоретиков из местного филиала Академии наук. На ученых этой отрасли наблюдается повышенный спрос. Мы не затронули кадры республиканских вузов, но можно смело утверждать, что и здесь происходит постоянный отток ученых. Двое аспирантов профессора Пунегова – Константин Павлов и Яков Нестерец – «защитились» в России и уехали в Австралию. Константин пятый год работает в университете города Мельбурн, уже получил австралийское гражданство. Правда, сейчас Павлова вызывали в Японию. «Он занимается исследованиями на синхротроне, – рассказывает его бывший наставник Василий Пунегов (учитель и ученик поддерживают связь через Интернет). – В России всего два таких прибора, здесь он бы вряд ли смог продолжить работу, а в Австралии или в любой другой стране за рубежом, он может спокойно себе это позволить». Яков Нестерец планирует переезжать в штат Виктория, в местный научный центр. Оба воспитанника женаты, обеспечены и не намерены возвращаться обратно. К «невозвращенцам» можно отнести и еще двух дипломников Пунегова – Александра Харченко и Сергея Подорова, оба работают в Германии. Профессора отдела математики назвали еще четверых наших ученых, которые в настоящее время работают за границей.

«Эти люди находятся как раз в «выездном возрасте», – говорит Николай Громов. – Молодые, перспективные. Их заставляют работать на тамошних профессоров. Просто используют, как рабочих лошадок…»

Безусловно, кандидаты наук и сами понимают, что их используют. Но все равно едут. Причем в разные концы света – и на Восток, и на Запад. Остановить научную миграцию может только перемена социального климата в государстве.

КАНДИДАТЫ В «ЧЕЛНОКИ»

– Последние 15 лет в науке все перевернули, – рассказывает Николай Громов. – Ученые, которые могут и умеют работать, ушли и продолжают уходить. Помните начало 90-х? Уровень жизни в стране резко упал. Нестабильное финансирование, задержки зарплаты, отсутствие всяких перспектив. Плюс гиперинфляция. Мы ведь бюджетники, нам зарплату планируют на год вперед. В бюджете закладывали одну цифру, а за год она превращалась в копейки. Кандидаты наук становились «челноками». Это тоже вид миграции, только внутренней. Поэтому не так обидно, когда наши едут за границу. В конце концов, они продолжают заниматься наукой...

Десять лет назад при КНЦ существовал отдел информатики и автоматизации. В штате работали 30 человек. За последующие годы 20 из них ушли. Из остатков и собрали «отдел математики».

– Почему ушли? Тут сказались две причины, – продолжает Н. Громов. – Та, о которой я уже говорил – социальная, и компьютерный бум. Персональные компьютеры стали пользоваться большой популярностью, ну и люди, которые умели обращаться с ними, тоже. Их переманивали. Здесь ничего не платят, а в какой-нибудь коммерческой структуре они получали приличные суммы. Так продолжается и до сих пор. Зарплата молодых ученых не выше 4-5 тысяч, а порой и меньше. Разве на такие деньги семью прокормишь?! Ну вот, к примеру, в 1996 году мы приняли трех молодых специалистов, чтобы установить корпоративную сеть для сотрудников Академии. Остался один, на нем сейчас все и держится. Уйдет – весь КНЦ останется без Интернета. Только об этом не пишите, а то точно переманят...

Николай Алексеевич «своих» бережет. Для тех же Карабанова и Тихомирова держит места в отделе. Но если честно, желающих занять их место просто нет. Молодые люди идут в бизнес, а не в математику. «Мы не можем найти студентов, которые захотели бы поступить в аспирантуру», – утверждает Громов.

Кадры стареют на глазах. «Десять лет назад у меня на кафедре в университете самым молодым был 35-летний преподаватель, – говорит Василий Пунегов. – Так он и сейчас самый молодой…»

Отсутствие «свежих сил», старение ученого состава и возможность устроить свою жизнь в другой стране – учитывая эти факторы, нетрудно догадаться, к каким «открытиям» мы придем уже через поколение.

ЕЗЖАЙ, ПОКА МОЛОДОЙ...

Математика Николая Громова позвали в Испанию практически сразу, как только рухнул «железный занавес». Сначала он получил приглашение на конференцию и уже на месте – предложение «пожить, поработать».

– Как ученому мне было абсолютно комфортно, – вспоминает поездку Николай Алексеевич. – Но это же другая страна, другие отношения в обществе. Я четко осознал, что не могу жить за границей. Только здесь, в России, в Сыктывкаре.

– Эти ощущения трудно передать, – подключается к разговору Василий Пунегов. – Вот в Японии «сплошные удобства», с точки зрения быта, никаких проблем. Я жил в двухкомнатной квартире за счет принимающей стороны. Сами люди доброжелательные, всегда готовы помочь. Если студент даже за 20 метров увидит профессора, обязательно остановится, уступит дорогу. У нас, конечно, все по-другому. Но у них нет даже такой традиции, как вместе пить чай на работе!..

– Тот же язык – это большая проблема, – рассказывает Громов. – В Испании с коллегами я разговаривал на английском. Но когда выходил за пределы университета, чувствовал себя, как в ссылке. Ведь испанцы в общей своей массе английским не владеют.

Чтобы остаться за границей, нужно ехать молодым – к такому выводу приходят профессора. Привычки, как и страну, менять трудно. Это, пожалуй, единственный сдерживающий фактор, благодаря которому мы еще не наблюдаем массового исхода ученых.

«Уезжают самые активные», – обронил в разговоре со мной профессор Жубр. Александр Карабанов подтверждает эту мысль: «Не надо ждать, что тебя пригласят, хотя это очень по-русски: как Емеля на печи… Если ты действительно чего-то хочешь, надо действовать. У талантливых молодых ученых есть хорошая возможность работать на Западе. И чем они моложе, тем лучше».

К слову, чтобы попасть в Ноттингем, Карабанов целый год вел переписку с Дэвидом Рурке, специалистом Центра. Вместе они разрабатывали теорию магнитного резонанса, вели совместные исследования. Только после этого Дэвид подал заявку в Британское Королевское общество и попросил грант на визит ученого из Коми. «Его заявка была удовлетворена, – написал Александр. – Хотя еще раньше я увидел рекламу в Интернете и написал им письмо, но с первого раза это не удалось».

СКОЛЬКО СТОИТ СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО?

Недавно к Александру Карабанову приезжали жена с сыном. В Англии они прожили полгода. Сейчас – переписываются по «электронке». В Сыктывкаре у Карабановых старая «двушка» на четверых, включая тещу. В Ноттингеме Александр снимал двухэтажные хоромы.

– У них не принято, чтобы семья жила в однокомнатной квартире, – рассказывает Марина Карабанова. – Хотя зачем нам второй этаж? Мы привыкли жить скромно. Вот уехали, а Саша снял квартиру поменьше. Надо ведь что-то и накопить…

Жены ученых не скрывают: когда их мужья уезжают работать за границу, они едут за деньгами. Но скопить большие суммы за границей не получается. Русских, как правило, обделяют. У Александра Карабанова зарплата в Ноттингемском университете не превышает тысячу долларов. Правда, для ученого, который всю жизнь получал жалкое подаяние от своего государства, и это – деньги немалые.

Каждый год Россию покидает несколько тысяч ученых. По некоторым данным, потеря каждого обходится стране в 300 тысяч долларов. Комиссия по образованию Совета Европы полагает, что от «утечки мозгов» Россия ежегодно теряет около 50 миллиардов рублей. Сколько при этом денег уплывает из Республики Коми, никто, конечно, не считал...

Мария ЛЮТОЕВА. Газета Трибуна. Архив новостей сайта
xtris
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт окт 21, 2014 4:18 pm

Re: Утечка мозгов из Республики Коми

Сообщение xtris »

Несколько некорректно содержание и название этой статьи.
Во-первых, утечка - это почти оскорбительно.
Во-вторых, ни Громову, ни Пунегову, ни СГУ все вышеперечисленные
нужны только для привлечения бюджетных денег при подаче заявок на финансирование.
В-третьих, "невозвращенцы" - нас и ни кто не ждёт обратно и не принимает.
Громов - якобы математик, а Пунегов - "подневольный, чего прикажут, то и делает".
В СГУ фамилия Подоров - режет слух, лучше проректором университета сделать
ни кому неизвестного доктора с диссертацией о сцепке трактора с тележкой -
великий научный труд, видимо.

Кому нужен один из лидеров в области рентгеновской оптики с немецким
докторским дипломом - пишите мне на емейл - xtris@mail.ru
необходимые и крайне дорогие мозги приплывут к Вам на научную работу.

Могу предложить модификацию рентгеновских аппаратов для высокоразрешающей
маммографии или диагностики рака, фазоконтрастные микроскопы высокого разрешения
для биологии и микробиологии, прикладное программирование-симуляция оптических приборов.

С уважением ко всем читателям,

Подоров Сергей Геннадиевич
Аватара пользователя
info@webstarstudio.com
Site Admin
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Пн янв 10, 2005 8:42 am
Контактная информация:

Re: Утечка мозгов из Республики Коми

Сообщение info@webstarstudio.com »

xtris писал(а): лучше проректором университета сделать
ни кому неизвестного доктора
Никогда не знаешь, что будет лучше или хуже...
Ответить

Вернуться в «Информационные технологии»