Ангелы высоких технологий

Все последние новости и события в мире маркетинга и рекламы
Аватара пользователя
info@webstarstudio.com
Site Admin
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Пн янв 10, 2005 8:42 am
Контактная информация:

Ангелы высоких технологий

Сообщение info@webstarstudio.com »

Сергей Скрипников

Демистификаторы в сфере IT пока не справляются с мистификациями

Проблема взаимоотношений представителей IT-индустрии и людей, от IT далеких, год от года становится все острее. Число новых технологий, туманных терминов и сложных аббревиатур растет быстрее, чем просвещенность большинства в этой сфере. Сталкиваясь с тем, что менеджеры компаний, принимающие бюджеты на IT, не понимают, что дают им информационные технологии, IT-индустрия регулярно пытается перебросить мосты через растущую пропасть непонимания. Сколько бы попыток ни предпринимало это сообщество, чтобы донести до несчастных руководителей свой «птичий» язык, секреты обращения с технологиями и, самое главное, острую необходимость инвестиций в IT, все напрасно. Авторы очередной книги — специалисты компаний Cisco, Siebel, PTC и i2 — предприняли смелый и отчаянный шаг: они решили демистифицировать IT и разложить по полочкам все секреты индустрии высоких технологий, попытавшись при этом поговорить с читателем на одном языке. Получилось (в очередной раз) лишь отчасти.

В принципе авторы пошли по верному пути: рассказали про закон Гордона Мура об удвоении мощности процессоров каждые полтора года, про принцип Меткалфа, согласно которому польза от сетевых устройств прямо пропорциональна квадрату числа их пользователей. Уделили минутку современным теориям управления, ссылаясь на Boston Consulting Group и гуру менеджмента Питера Друкера. И наконец, перешли к конкретным технологиям, тайны которых сокрыты за непонятными айтишными аббревиатурами: ERP, SCM, PLM, CRM, BSC, e-learning… Управление цепочками поставок, жизненным циклом товаров, отношениями с клиентами, электронное обучение… Вот тут-то как раз и не заладилось. Нельзя сказать, что книга непонятна, напротив — информация разжевана детально, текст сдобрен фактурой. Дело в другом — не оставляет чувство, что в книге нет общей идеи, понимание которой позволило бы читателю зацепиться за ключевые свойства новых технологий, уловить, что же эти технологии дают не абстрактному прогрессу, а конкретному человеку. Более того, напрашивается мысль, что авторы время от времени использовали тексты своих выступлений на многочисленных пиаровских форумах и конференциях.

Как-то на одном из таких форумов, куда российские айтишники приезжают поплакаться о своих скромных бюджетах, шел семинар, которому организаторы дали звучное название: «В чем секрет успешного внедрения ERP-системы?» Авторитетные консультанты с крайне ученым видом бессовестно втирали очки сидевшим в зале. Открывая слайд с методологией, в которой якобы и сокрыта тайна успеха, они безудержно грузили слушателей терминами, ссылками на неизвестные проекты и тысячи «лучших практик». Вывод любой речи можно было предсказать на первой же минуте: секрет успешного внедрения один — выбрать правильного партнера, то есть меня! Один из участников начал речь неожиданно. Заканчивая свои дневники, заметил он, Сальвадор Дали дал совет, как стать великим художником: нужно чтобы ангел коснулся вас своим крылом… — вот, мол, и у меня сложилось после всех выступлений такое ощущение, будто успешно внедрить ERP можно лишь на пару с ангелом, причем каждый второй в этом зале — ангел.

Вместе с тем, к чести коллектива авторов следует признать, что если они и попытались «продать себя», то вину свою они искупили заключительными главами книги, очень практическими, а потому весьма полезными. Речь здесь идет о том, какие подходы позволяют повысить шансы успешного внедрения и как следует оценивать эффективность информационных систем. Об этих проблемах говорится здесь на языке бизнеса, со ссылками на портфельное управление проектами, коэффициент ROI (return on investments — возврат на инвестиции) или показатель NPV (net present value — показатель оценки дохода от проекта в будущем). Другая удача авторов — краткий рассказ о том, какие задачи могут решать IT в различных сферах бизнеса — банковской, транспортной, в мобильной связи и розничной торговле, в сырьевой промышленности. Главы эти будут полезны не только руководителям компаний; внутренняя IT-кухня ведущих отраслей мировой экономики интересна сама по себе. Так, рассказывая о современных банковских системах, авторы отмечают необходимость концентрации усилий на обслуживании 10–20% ключевых клиентов. К примеру, системы CRM, поддерживающие лояльность, и data mining, находящие закономерности в поведении клиентов, могут заметно повысить продажи сложных финансовых продуктов банка. Системы беспроводной связи — изменить образ розничных точек, убрав разделяющую клиентов и банкиров стойку и придав имиджу банку элемент мобильности.

И все же при всех достоинствах этой книги ей не удалось демистифицировать IT. Скорее всего, потому, что солидный авторский коллектив возжелал убить сразу двух зайцев: и просветить читателя, и немного «продать себя». И то и другое получилось у них не в полной мере: для маркетинга слишком много прозы, а для просвещения слишком много маркетинга. Так что многочисленные журналисты в сфере IT могут быть спокойны — хлеба, похоже, они лишатся не скоро. Мистификации в сфере высоких технологий пока побеждают демистификаторов.

Демистификация ИТ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006. — 296 с. Тираж 3000 экз
http://www.expert.ru/printissues/expert ... ehnologiy/

Вернуться в «Новости маркетинга»