Основные направления правовой пропаганды

Ждем Ваших мнений, идей, предложений и т.д. и т.п.
CIF

Основные направления правовой пропаганды

Сообщение CIF »

Сущность правового воспитания американских военнослужа¬щих состоит в целенаправленном воздействии на их сознание правовыми средствами с учетом социально-политической на¬правленности вооруженных сил и их функционального предна¬значения. -Основой правового воспитания является правовая пропаганда. В широком смысле правовая пропаганда включает и массовое правовое обучение военнослужащих всех категорий.
Важнейшая особенность социально-политической направлен¬ности и правовой пропаганды, и правового воспитания в целом состоит в их военном, специфическом профессиональном харак- терю. Военная, чрезвычайная социальная направленность пра¬вового воспитания и правовой пропаганды определяется харак¬тером и направленностью военной политики США (как госу- ггЕЗ]дарства и социальной системы) , закрепленной в их военной доктрине, воплощающей в себе специфические закономерности современной геополитической ситуации, войны и вооруженной борьбы, претензии США на мировое лидерство посредством пре¬имущественной ставки на вооруженную силу.
Имея в виду единую целевую установку правовой пропаган¬ды и правового воспитания, можно говорить и о единых на¬правлениях этой пропаганды и этого воспитания. Как опреде¬ляет "Руководство" (1994 г.), "целью военного права являет¬ся укрепление справедливости, оказание помощи в поддержании порядка и дисциплины в вооруженных силах, обеспечение бое¬готовности и боеспособности в вооруженных силах и тем самым укрепление национальной безопасности" (* 395а, P.I, § 3) . Представляется, что и цели правового воспитания, правовой пропаганды определяются целевой установкой военного права и совпадают с ней. Они охватывают различные уровни, сферы и стороны воинских отношений, которые можно классифицировать на следующие основные виды:
- общесоциальные цели - формирование социальной спра¬ведливости в американском ее понимании, отраженном в офици¬альной идеологии, включая военно-правовую идеологию;
- военно-функциональные цели - укрепление установленно¬го американскими законами и уставами воинского правопорядка и воинской дисциплины;
- военно'-политические цели - обеспечение боеготовности и боеспособности вооруженных сил;
- общеполитические цели - укрепление национальной безо¬пасности в ее понимании социальными носителями этой безо¬пасности .
Как пишут Ю.Каменка и Э.Эрк-Сун Тэй, справедливость есть идея или идеал. Как "право и мораль она основывается на противоречии между тем, что есть, и тем, что, ... по мыс¬ли некоторых людей, должно быть" (* 426, 1). По их опреде¬
лению, "справедливость есть просто действие в соответствии с законом, признание правил и признание ограничений в соот¬ветствии с этими правилами". Она включает и должна включать '"конкретную оценку, анализ действий и обстановки, веру и недоверие к доказательствам, выбор принципов и содержания, приверженность приоритетам и интересам" (* 4 2ба, 14) .
В соответствии с таким подходом "высшая справедливость" в вооруженных силах США - это неукоснительное выполнение требований и правил, установленных законами, воинскими ус¬тавами, приказами командиров и начальников в соответствии с интересами носителя этой справедливости. Таковым, как ука¬зывалось, является, прежде всего, высшее военно¬политическое руководство страны, олицетворяющее союз про¬мышленного, финансового капитала и военной верхушки.
В конечном счете, с учетом того, что национальная безо¬пасность трактуется военными учеными-юристами как "сохранение и умножение американских ценностей" (* 427,
87), все указанные уровни целей - справедливость, воинский правопорядок и воинская дисциплина, боеготовность и нацио¬нальная безопасность,- вместе взятые, сводятся к одному - лояльности и, как пишут Эдвардс й Деккер, "почти автомати¬ческому повиновению" (* 3.48а,- ?) . Именно такое понимание
воинской дисциплины дается в армейском уставе AR 600-200, особо подчеркивающем признаки повиновения и лояльности (* 428, § 1) .
ззз
Обобщая целевые установки правового воспитания и право- Бой пропаганды, на основе анализа многочисленных норматив¬ных актов, регулирующих правовое обучение, правовую подго¬товку кадров, правовое просвещение, а также работы амери¬канских авторов по этим вопросам, можно выделить следующие основные направления такого воспитания и пропаганды:
- привитие официального понимания "американских ценно¬стей", то есть трактуемых военным правом американских "национальных интересов", отраженных в военной доктрине и закрепленных законом, о чем говорилось;
- усвоение для этого фундаментальных официальных пропа¬гандистских постулатов - демократия, свобода, права челове¬ка (в их легальном толковании);
- формирование правовых знаний, умений и навыков право¬мерного поведения в соответствии с требованиями военных за¬конов и воинских уставов;
- выработка уважения к закону, правовой системе, воин¬скому правопорядку, воинской дисциплине, американским пра¬вовым традициям, культивирование этих традиций.
В соответствии с уровнями военной иерархии (высший - высшие эшелоны военного управления, средний - органы воен¬ного управления стратегических командований, оперативных объединений и крупных войсковых соединений, низший - вой¬сковые органы военного управления (дивизия, часть, подраз¬деление) ) можно выделить и соответствующие указанным уров¬ням военного управления уровни правовой пропаганды и право¬вого воспитания. Эти уровни правового воспитания и правовой пропаганды выражают их дозированность, четкую адресность, принцип индивидуального подхода, системность, единство пре¬рывности и непрерывности в работе по правовому воспитанию и правовой пропаганде, иерархичность, жесткую и всестороннюю регламентированность, соответствующие принципам военного строительства (централизм, 'единоначалие, дисциплина) .
Основой системы правового воспитания и правовой пропа¬ганды является подготовка кадров системы военной юстиции (военные судьи, военные прокуроры, военные защитники, обви¬нители, оперативные работники уголовного сыска) . С этой це¬лью создана система правовой учебы и юридических военно¬учебных заведений и учреждений подготовки и повышения ква¬лификации военных юристов самого различного профиля, вклю¬чая обслуживающий персонал военной юстиции низшего и сред¬него звена. Каждый элемент системы правовой подготовки име¬ет свою юридическую основу (соответствующие нормативные ак¬ты) , соответствующую материальную базу, кадровые и иные ре¬сурсы. Важнейшими элементами системы такой подготовки в Ар¬мии являются Военно-юридическое училище начальника военно¬юридической службы Армии, Институт военного права Армии, центры подготовки юридических кадров резерва Армии (национальной гвардии, специальных резервных формирований), соответствующие курсы военного права в системе военных ву¬зов, курсы правовой подготовки и повышения юридической ква¬лификации командного состава всех уровней (как правило, в крупных гарнизонах и при стратегических командованиях). Важным элементом специальной юридической подготовки и повы¬шения квалификации являются тематические конференции по ак¬туальным правовым проблемам военного строительства. Можно утверждать: в вооруженных силах США создана и функционирует эффективная, мобильная и гибкая система всеобщей правовой подготовки (от солдата до министра обороны) (* 429, 5-7;
419а, б, 7, 18-21; 420а, 4, 20-24 ; 422d, 28-29) .
К примеру, только в мае 1975 'г. в рамках Американской ассоциации адвокатов (юристов)’ курс повышения квалификации объемом 22. семестровых часа прошли 38 слушателей, из них 30 ~ Армия, 1'- ВМС, 2 - морская пехота, 2 иностранных слуша¬теля (из Японии и Китая)'. Курс охватывает 8 общеправовых программ и б специализированных программ (*• 419Ь, 18-19). В
феврале 1977 г. специально функционирующей отборочной ко¬миссией министерства Армии было отобрано для повышения ква¬лификации 25 офицеров для подготовки по программам "Школы первоначальной правовой подготовки" (* 420Ь, 24). Системой
стала практика повышения квалификации командных и военно¬юридических кадров при их очередном перемещении. Как пишет П.Парк, "степень смены кадров стала столь высокой, что во¬енно-юридическая служба насчитывает чрезмерно большое коли¬чество кадровых офицеров в определенных учебных группах" (* 422е, 29) . В 1980 г. при военно-юридической службе Армии
создан специальный учебный центр правовой подготовки офице¬ров, поступающих в военно-юридическую службу. Программа подготовки кандидатов предусматривает посещение юридических училищ и школ, беседы с опытными военными прокурорами, как правило, это офицеры военно-юридической службы для связи с общественностью. Перспективные офицеры после индивидуально¬го собеседования проходят курс подготовки в течение 3 меся¬цев при Управлении военно-юридической службы. Общий курс военно-юридической подготовки длится в течение 3 лет по специальным программам, утвержденным в 1974 г. (* 422f, 28- 29) .
Основным правовым документом, регламентирующим подго¬товку военных юристов и военно-правовую подготовку офице¬ров, является армейское наставление AR № 351-22, первона¬чально принятое 16 ноября 1973 г. с последующими изменения¬ми. Оно имеет наименование "Военно-юридические учебные за- ' ведения: основная программа военно-юридической подготовки
начальника военно-юридической службы" (в редакции 1981 г.) f: (* 430) .
Базовым юридическим военно-учебным заведением является Военно-юридйческое училище начальника военно-юридической службы Армии, расположенное в Чарлотсотвилле (шт. Вирджи¬ния) . Это учебное заведение 'представляет собой один из эле- 'центов системы высшего уровня правового воспитания и право¬вой пропаганды. Как сказано в специальном наставлении, оп¬ределяющем целевую установку, задачи, функции, направления деятельности и ответственность указанного училища, его дей¬ствие распространяется на постоянных и временных слушателей училища, на его администрацию, на все элементы структуры регулярной Армии, национальной гвардии, резерва Армии, на¬правляющих абитуриентов в училище (* 431).
Училище организовано и действует с 1951 г. Является "строевым учебным заведением начальника военно-юридической службы Армии под командованием начальника училища..., вы¬полняет задачи, поставленные министром Армии и начальником военно-юридической службы" (* 432, 1-5). В наставлении спе¬циально подчеркивается, что начальник училища вправе вно¬сить изменения в это наставление "по разрешению начальника военно-юридической службы". Его пользователи не вправе при¬менять возможные изменения в наставлении, если они не удо¬стоверены начальником военно-юридической службы. Наставле¬ние, таким образом, предоставляет определенные пределы са¬мостоятельности училищу, его администрации в рамках принци¬пов централизма и единоначалия.
Основными задачами деятельности училища являются:
- оказание помощи начальнику военно-юридической службы в выполнении его обязанностей "юрисконсульта министра Армии и всех начальников и органов управления Армией по военно¬правовым вопросам";
профессиональная подготовка военных юристов Армии, включая ее резерв;
- обеспечение профессиональной компетентности военно¬юридической службы Армии (* 432а, 1).
Среди основных направлений деятельности училища настав¬ление определяет:
- развитие, поддержка и осуществление консультационной работы (instraction) по вопросам военного права для всего личного состава военно-юридической службы Армии, ее резерва yi "всех других офицеров и служащих Армии США и офицеров иностранных армий" (подч. - А.В.);
- проведение "эпизодических и разовых консультаций по вопросам военного права в интересах:
1) осуществления программы заочного обучения офицеров ре¬зерва, разработанных начальником военно-юридической службы, включая руководство выполнением этой программы;
2) подготовки программ правового обучения личного состава резерва Армии, включая программы организаций, частей и под¬разделений, имеющих в своем составе военных прокуроров;
- участие в разработке уставов и наставлений Армии США;
- профессиональная (правовая) подготовка личного соста¬ва военно-юридической службы Армии, включая ее резерв;
- методическое руководство подготовкой кадров военных прокуроров резерва..., оказание методической помощи в пра¬вовой работе офицерам резерва Армии;
- подготовка и распространение учебно-методических ма¬териалов в интересах осуществления программы подготовки во¬енных юристов;
- стимулирование эффективности осуществления программы подготовки военных юристов путем поддержания связей, лично¬го изучения и проверки послужных списков и документов аби¬туриентов училища;
- развитие теории военного права в соответствии с тре¬бованиями, предусмотренными в специальных наставлениях (AR № 351-1);
- разработка, совершенствование и распространение пра¬вовых методических материалов и программ для их обязатель¬ного использования преподавателями правовых дисциплин в во- енно-учебных заведениях и школах подготовки сержантского состава Армии;
совершенствование учебно-методических материалов по правовым дисциплинам для их обязательного использования в программах заочного обучения, наставлениях для солдат и в тестах определения квалификации (рядового состава);
- проведение и координация научных исследований по во¬енно-правовым проблемам, распространение результатов этих исследований в периодических и постоянных изданиях;
- организация работы службы военно-юридических библио¬тек Армии, в соответствии с требованиями, предусмотренными наставлением AR № 1-115;
- разработка правовых аспектов "боевой деятельности", а именно:
1) концептуальное решение тех задач и проблем, которые ве¬роятны при осуществлении военными прокурорами Армии своих функций в будущем;
2) проведение необходимых научных исследований способов и форм деятельности военных прокуроров в будущих боевых усло¬виях;
3) подготовка руководств, учебных пособий, других материа¬лов, необходимых для осуществления юридических функций в Армии;
4) консультирование организаций, занимающихся разработкой материалов по правовым последствиям проводимой правовой ра¬боты (подч. - А.В.) (* 432Ь, 1-2).
На этом перечень задач и направлений деятельности учи¬лища не заканчивается. Наставление' предусматривает и другие направления правовой работы, в том числе поддержание учеб¬но-научных связей с другими военно-учебными и юридическими вузами, с правоохранительными органами, направление в них слушателей для стажировки, приглашение в училище видных специалистов для чтения лекций и проведения научных иселе- дований, наблюдение за осуществлением мобилизационной про¬граммы и оказание научно-методической помощи в ее выполне- иии в строевых органах военно-юридической службы (в вой¬сках) , организация и проведение конкурсов научных и специ¬альных работ офицеров по правовой проблематике с поощрением победителей (* AR № 135-316), развитие и осуществление про¬граммы домобилизационной правовой подготовки резерва Армии, разработка рекомендаций центрам военно-правовой подготовки командиров и штатных военных прокуроров Резервного командо¬вания (* AR № 140-10), разработка рекомендаций военным юри¬стам отдельных частей и подразделений резерва Армии, согла¬сование и выполнение специальной программы правовой помощи офицерам резерва, осуществление программы связи с общест¬венностью (* 432с, 2) .
Изложенный документ говорит сам за себя: основатель¬
ность, системность, адресность, многоуровневый характер, прогностичность, военно-профессиональная (боевая) направ¬ленность, централизм, гибкость и мобильность - важнейшие особенности и принципы организации и проведения правового воспитания и правовой пропаганды в вооруженных силах США.
Сравнивая постановку работы с правовым воспитанием и правовой пропагандой в США и в России, можно сделать вывод о том, что по своей методологии, правовой и матиериальной базе, размаху, организации и объему (и, как следствие, по эффективности) эта работа в вооруженных силах России суще¬ственно (не на один порядок) отстает от этой работы в США.
В то же время наставление фактически не раскрывает со¬циально-политической направленности правового воспитания и правовой пропаганды. Оно достаточно скупо и общими.фразами говорит о целях этого воспитания и пропаганды, отделываясь общими указаниями о том, что эти цели определяются минист¬ром Армии, начальником военно-юридической службы и началь¬ником училища. Этим оно как'бы дистанцируется от политики, подчеркивает свою военно-профессиональную принадлежность, думается, это сделано не случайно: за сухой военно-правовой конкретикой кроется иерархический подход, строгий центра¬лизм управления социальными процессами в вооруженных силах. Солдату и даже высшему офицеру-юристу наставление не реко¬мендует размышлять о высших и глобальных материях в праве. Это - удел тех, кто стоит у руля управления: конгресс, пре¬зидент, министр обороны, министры видов вооруженных сил, высшее командование. Не случайно целевая социально- политическая установка видов вооруженных сил определяется специальным законом конгресса, о чем говорилось.
О социально-политической направленности, лояльности го¬сударству, военному командованию свидетельствуют, например, требования к абитуриентам и претендентам на различные долж¬ности в военно-юридическую службу. Так, армейское наставле¬ние AR № 195-3, регулирующее подготовку специалистов низше¬го и среднего звена в службе уголовного расследования воен¬ной полиции Армии США, среди документов и сведений, необхо¬димых для поступления на курсы специалистов разных специ¬альностей (оперуполномоченный по расследованию, эксперты по баллистической экспертизе оружия, эксперты по работе с по¬лиграфом (лжедетектор), эксперты по снятию отпечатков паль¬цев, фотографы-криминалисты - уоррент-офицеры; вспомога¬тельные специалисты криминалистических лабораторий, дипло¬мированные помощники следователей-криминалистов - рядовые военной полиции), указываются документы и сведения:
1) о рекомендации командира на поступление на учебу или назначение на должность с указанием в ней "убеждений, при¬страстий и отношения к службе";
2) о гражданстве;
3) о налйчии психических отклонений;
4) об осуждении общим военным судом;
5) о минимальном счете баллов по программе первоначаль¬ной военной подготовки;
6) об отрицательных чертах, отмеченных при поступлении ка службу;
7) о случаях отсутствия на службе на срок более 30 дней. При этом должны быть представлены заверенные в уста¬новленном порядке письменные характеристики непосредствен¬ного командира, выдержки из досье войскового офицера безо¬пасности (разведчика) и офицера военной полиции, а также выписки из медицинской карточки. На абитуриента или канди¬дата на должность составляется 3 анкеты по установленной форме с подробными сведениями о нем, прилагаются 2 фотогра¬фии (одна - в военной форме, другая - в гражданской) анфас, 2 цветных фотографии установленного размера. В анкетах от¬ражаются личные анатомические данные: вес, цвет глаз, цвет волос. К рядовым предъявляются дополнительные требования: представить сведения и документы,-подтверждающие их желание продлить контракт, пройти собеседование у офицера военной полиции. Последний должен составить письменный рапорт об итогах собеседования с обязательным указанием "мотивов" по¬ступления на учебу (работу) и своими рекомендациями в отно¬шении поступления.
Установлена специальная форма автобиографии (форма № 398). Среди сведений, которые должна содержать автобиогра¬фия, упоминаются такие, как: время и место получения граж¬данства в порядке натурализации, обстоятельства и мотивы 'получения гражданства, о службе в вооруженных силах, вклю¬чая указания о личных номерах, основаниях и видах увольне¬ния, об образовании, о проживании или пребывании в других странах, о .родственниках и личных знакомых (друзьях) с ука¬занием их местожительства и местопребывания. Специальная графа отводится сведениям об организациях, в которых состо- 34 2
ял абитуриент (соискатель должности), начиная с возраста 12 "лет (* 433, 1-1 - 2-8).
В руководящих документах, учебных пособиях, методиче¬ских разработках и авторских работах американских ученых - военных юристов, предназначенных преимущественно для массо¬вой военной аудитории, ведущими лейтмотивами правовой про¬паганды являются мотивы американского патриотизма, амери¬канской демократии, свободы, правового государства, амери¬канских вооруженных сил, военной службы, американского во¬енного права, воинской дисциплины, повиновения как высших достижений цивилизации. Факты и примеры этого приводились.
Так, в работе Ч.Деккера и М.Эдвардса "Солдат и право" неоднократно повторяется, что история войн доказывает, что неисполнение приказов хотя бы одним солдатом влекло за со¬бой "катастрофу для всей части" (* 348Ь, 5) . "Если ты не¬
пригоден,- пишут они,- если ты не идешь в ногу, если ты не¬компетентен, ты будешь переведен в другую часть, а возмож¬но, и "расстрелян" (наказан - А.В.). Это дело правительства сделать это: оно может уволить тебя, но оно сделает это
только тогда, когда определит, что имеются основательные и достаточные причины таким способом поощрять "честную и вер¬ную" службу со стороны тех, кто остается служить. Иными словами, те, кто своим дурным поведением доказал, что не способны остаться на службе, могут быть осуждены общим во¬енным судом и, в случае осуждения, наказаны позорным уволь¬нением; те, кто проявил явное неприятие службы, или опреде¬ленные нежелательные привычки, или предательские черты ха¬рактера, могут быть уволены без 'почета; в то время как только те, кто служил своей стране "честно и верно", полу¬чат почетное увольнение и все положенные льготы ветерана" (* 348с, 5)'.! Раскрывая правовой статус солдата, они убежда¬ют, что с поступлением в' армию солдат приобретает "новые права и привилегии, например, право носить военную форму,
О /! О
J 4 J
п0лучать денежное содержание и надбавки и, что очень важно, право представлять правительство Соединенных Штатов, полу¬чать его защиту" (* 348d, 3) . Полковник Е.М.Бирн считает
военную юстицию, военное право США "вершиной демократии" (* 434, 3-4, 8). Ф.Б.Уайнер, характеризуя диспозиции
"карательных статей", пишет, что новый кодекс "дает полные определения всем преступлениям, так же, как и общие поня¬тия, применимые ко всем преступлениям" (* 435, 21). "В це¬лом,- считает он,- кодекс - это хорошая работа" (* 435а,
24) .

Вернуться в «Свободная трибуна»