Данные на начало 2001 года
Продвижением товаров и услуг в сети Интернет через создание сайтов занимаются предприятия г.Сыктывкара. Около 100 предприятий и организаций г.Сыктывкара имели на начало 2001 г. свое представительство в сети. На данный момент это менее 1% от общего числа предприятий и организаций города.
На начало 2001 г. только 49% предприятий г.Сыктывкара только 49% использовали Интернет.
По данным статистики SpyLOG (www.spylog.ru), аудитория пользователей сети Интернет г.Сыктывкара в среднем за неделю насчитывает 3140 человек, что составляет 1,27% жителей города Сыктывкара. При этом статистикой SpyLOG учитываются количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, которые географически расположены на территории г.Сыктывкара (на основе данных IP-адресов), пользователи которых просматривают сайты, проиндексированные системой.
Число пользователей сети постоянно растет, увеличивается и количество представительств, соответственно, появляется спрос у предприятий и организаций в интернет-услугах.
Распределение предприятий, использующих Интернет, показывает, что больше всего Интернет пользуются рекламные агентства (100%), средства массовой информации (100%), предприятия связи (75%). Меньше всего в своей деятельности используют Интернет предприятия сферы бытового обслуживания (18%), сельского хозяйства (25%), транспорта (35%).
Наиболее полный список сайтов сыктывкарских предприятий и организаций можно увидеть на сайтах местных провайдеров: Телеросс-Коми (http://www.komi.com/busines.asp), Комитекс (Комисат) (http://www.komitex.ru ) и Парма-Информ (http://www.parma.ru ). На сайтах провайдеров обычно можно увидеть ссылки на веб-сайты их клиентов. Причем из-за небольшого количества предприятий, какой либо систематизации по отраслям или типу выпускаемой продукции не существует. Сегодня уже делаются попытки по созданию проектов по упорядочению веб-сайтов предприятий по разделам для удобства поиска, например, проект KomiNet (http://www.kominet.ru ), проект “Сыктывкар.Ру” (http://www.syktyvkar.ru ), проект “Сыктывкар-Инфо” (http://www.syktyvkar.komi.ru ) но из-за отсутствия финансирования и глубокой проработки, такие подобные проекты мало содержательны и неполные.
Анализ адресов в сети показал, что 86% предприятий не имеют собственного доменного имени и обычно имеют зависимый адрес типа: http://www.адрес_провайдера/имя_компании или его вариации. Собственные доменные имена на 21марта 2001г. поддерживали только 13 предприятий и организаций: Парма Мобайл - http://www.parmamobile.ru , АО Связь Республики Коми - http://www.svyazkomi.ru , Госкомстат Республики Коми - http://www.komistat.ru , Сыктывкарский Лесопромышленный Комплекс http://www.slpk.ru , Ухтабанк - http://www.krbank.ru , Сыктывкарский фанерный завод – http://www.plypan.com , Официальный сервер правительства Республики Коми – http://www.rkomi.ru , ООО “Лемма” – http://www.lemma.ru , Межрегиональный маркетинговый центр - http://www.imce-komi.ru , Комитет по поддержке и развитию предпринимательства Республики Коми – http://www.komitet.net , АКБ “Северный Народный Банк” - http://www.sevnb.ru , и интернет-провайдеры.
На вопрос о цели создания веб-сайта более 70% предприятий ответило, что он служит для рекламы, продвижения товаров и поиска новых клиентов .
Исследования рынка показало, что местные веб-сайты носят прикладной характер по отношению к деятельности фирм, а не являются составной частью бизнес-модели. Пользователи Интернета не могут что-то на них купить или хотя бы сделать заказ. Основные функции этих страниц - рекламная и информационная.
Около 75% предприятий ведут статистику посещений, рекламируют свой веб-сайт. Причем при рекламе в сети назывались только стандартные средства рекламы: баннеры, регистрация в поисковых системах, обмен ссылками и электронную почту.
Менеджеры исследуемых предприятий г.Сыктывкара, имеющих веб-сайт отмечают, что на пути серьезной ориентации привлечения потребителей через Интернет, да и вообще в условиях России существуют некоторые преграды. Со стороны руководства отсутствуют конкретные указания и установки по совершенствованию этого направления.
Проблема неразвитости рынка и отсутствия налаженной системы работы через Интернет в нашем регионе все же стоит на одном из первых мест. По причине некоторых недоработок и отсутствия постоянных мероприятий по пополнению, изменению и совершенствованию сайта, возникают и другие проблемы, не позволяющие использовать Интернет как полноценный канал маркетинга.
Низкая посещаемость влечет за собой то, что не ведется отслеживания состава посетителей сайта, и как следствие целенаправленной рекламной кампании.
Исследование рынка интернет-услуг г.Сыктывкара привело к следующим результатам:
- уровень развития Интернет как средства маркетинга находится на весьма низком уровне и потенциал Сети используется очень слабо. Интернет используется прежде всего как средство коммуникации и информационный канал;
- использование или не использование Интернет в большей степени определяется “качественным” составом персонала и, прежде всего, разумеется, руководства, а также финансовым положением фирмы, нежели действительными потребностями в такой деятельности;
- для значительной доли компаний характерна оценка Интернет как важного и необходимого в перспективе компонента коммерческой деятельности, равно как и признание того, что пока весь потенциал Интернет они не могут использовать в силу многих объективных причин, названных выше, а также собственной невысокой компетентности в этой сфере.
1.Проанализируйте работу веб-сайтов предприятий и организаций г.Сыктывкара с точки зрения решения ими маркетинговых задач.
2. Почему предприятиям, которые делают корпоративный веб-сайт необходимо свое доменное имя? Какие причины связаны с тем, что лишь небольшое количество предприятий регистрирует свое доменное имя?
3.Какие средства продвижения в Интернете мало предпринимаются нашими предприятиями?
4.В чем связана низкая активность использования возможностей сети Интернет в маркетинговой деятельности предприятий г.Сыктывкара.